СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  МАРКЕТИНГ

Программа курса. Общее кол-во академических часов √ 48

Автор: к.э.н., доц. Гавриков В.М.

Введение

Данный курс включает как концептуальные вопросы маркетинга: его положение, значение, цели и задачи в современном обществе, так и практические вопросы разработки стратегии, создания эффективного комплекса маркетинга. Отличительной особенностью курса является изучение маркетинга, во-первых, как объекта управления, т.е. системы явлений, участников маркетинговой деятельности, отношений между ними и т.д. с точки зрения построения эффективной системы управления, во-вторых, как совокупности процессов целевого управления этой системой

При преподавании и изучении курса занятия могут проводиться в следующих формах:

  • Лекций;
  • Индивидуальных и групповых консультаций;
  • Самостоятельной работы по выполнению отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя;
  • Индивидуальной работы самих студентов;
  • Семинаров-опросов;
  • Семинаров-конференций с заслушиванием докладов и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;
  • Семинаров-дискуссий по проблемам, недостаточно разработанным вопросам;
  • Практических занятий по обучению анализу и оценке ситуаций с позиций стратегического маркетинга;
  • Обсуждений представляющих групповой интерес результатов отдельных индивидуально выполненных работ.

По завершении изучения курса предусматривается в соответствии с учебным планом проверка степени его усвоения путем итоговой аттестации.

Распределение часов курса ⌠Стратегический маркетинг■ по темам и видам учебных занятий

╧╧

п/п

 Наименование тем

Количество часов по видам занятий

Всего

Аудиторные занятия

Самостоя
тельная работа

Всего

Лекции

Семинары

1.

Маркетинг как объект управления. Основные понятия

9

6

3

3

3

2.

Маркетинговая среда. Управляемые и неуправляемые факторы

12

9

6

3

3

3.

Содержание маркетинговой деятельности предприятия

12

9

6

3

3

4.

Стратегическое планирование

9

6

3

3

3

5.

Организация управления маркетингом

9

6

3

3

3

6.

Маркетинговый контроль

9

6

3

3

3

7.

Международный маркетинг

9

6

3

3

3

8.

Аттестация по курсу

6

6

ИТОГО:

 Наименование и содержание тем программы

 Тема 1. Маркетинг как объект управления. Основные понятия

Определения маркетинга. Сфера деятельности маркетинга: цели, функции, структура, система отношений. Роль и масштабы маркетинга в современном обществе. Концепции управления маркетингом.

Тема 2. Маркетинговая среда: управляемые и неуправляемые факторы

Макросреда маркетинга. Управляемые и неуправляемые факторы внешней среды. Маркетинговая деятельность как объект правового регулирования. Законодательство и нормативные акты, регламентирующие деятельность в сфере маркетинга. Микросреда маркетинга. Управляемые и неуправляемые факторы микросреды маркетинга.

Тема 3. Содержание маркетинговой деятельности предприятия

Стратегия маркетинга. Анализ возможностей предприятия. Маркетинговые исследования. Сравнительная характеристика потребительского рынка и рынка организаций-потребителей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга: разработка товаров; выбор способов распространения товаров; продвижение товаров.

Тема 4. Стратегическое планирование

Этапы и содержание стратегического планирования. Разработка корпоративной миссии. Цели и задачи компании. Планирование развития хозяйственного портфеля. Выбор стратегии развития компании. Виды и типы стратегий. Классификация стратегий роста. Критерии выбора стратегии компании. Содержание основных разделов плана маркетинга. 

Тема 5. Организация управления маркетингом

Управление маркетинговыми исследованиями. Управление инновационной деятельностью предприятия. Ценообразование и управление издержками. Управление спросом. Управление сбытом. Управление продвижением товаров. Виды и типы организационных структур управления маркетинговой деятельностью предприятия.

Тема 6. Маркетинговый контроль

Типы маркетингового контроля. Содержание, цели, объекты, приемы и методы контроля. Контроль за выполнением годовых планов. Содержание и порядок контроля. Контроль прибыльности. Стратегический контроль. План ревизии маркетинга. Ревизия маркетинговой среды. Ревизия стратегии маркетинга. Ревизия организации маркетинга. Ревизия подсистем управления маркетингом. Ревизия результативности маркетинга. Ревизия функциональных составляющих маркетинга.

Тема 7. Международный маркетинг

Анализ среды международного маркетинга: система международной торговли; экономическая среда; политико-правовая среда; культурная среда. Выбор рынков и методы выхода на внешний рынок. Структура комплекса международного маркетинга. Организация управления международным маркетингом.

Литература по курсу:

    1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы.- М.: Финстатинформ, 1998.
    2. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода.- М.: ОАО ⌠Издательство Экономика■. 1997.
    3. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса.- М.: Финпресс, 1998.
    4. Котлер Ф. Маркетинг √ менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль, 9-е изд.- СПб.: Питер, 1998.
    5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива.- СПб: Наука, 1996.
    6. Маджаро С. Международный маркетинг.- Москва.: МО, 1997.
    7. Романов А.Н. Маркетинг.- Москва.: Дело, 1998.
    8. Тоёхиро КОНО. Стратегия и структура японских предприятий.- М.: Прогресс, 1997.
     

╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309  Email:cbs@cbs-mba.ru