Миссия курса: обеспечить устойчивость развития фирмы в условиях изменения внешней экономической среды. Задачи курса: 1. Дать представление слушателям об общем равновесии экономической системы в целом и месте в ней фирмы согласно классической и кейнсианской концепциям. 2. Рассмотреть проблемы устойчивости, безработицы, цикличности, темпов экономического роста в их влиянии на фирму в неоклассических, в том числе монетаристских моделях. Тематический план:
На каждом занятии слушатели получают раздаточный материал. Практические занятия выполняются в форме домашнего задания. Контроль успеваемости осуществляется постоянно в форме проверки домашних заданий. Содержание курса: Тема 1. Цели и инструменты макроэкономики. ≈ какие задачи стоят перед макроэкономикой как наукой;≈ какие основные категории используются, их экономический смысл; ≈ какие основные экономические показатели используются в макроэкономике и систему их исчисления; ≈ разницу между реальными и номинальными показателями ВНП; ≈ роль дефлятора и индекса потребительских цен для подсчета реального ВНП; ≈ систему подсчетов ВНП по доходам и по расходам; ≈ что понимается под совокупным спросом и совокупным предложением; ≈ ценовые и неценовые факторы, воздействующие на совокупный спрос; ≈ особенности формирования совокупного предложения в экономической системе и факторы, воздействующие на него; ≈ условия образования макроэкономического равновесия через равенство совокупного спроса и совокупного предложения; ≈ условия и результаты действия ⌠эффекта храповика■. Тема 2. Классическое макроэкономическое равновесие. ≈ какую историю развития прошла классическая школа;≈ в чем заключается сущность закона Сея; ≈ как между собой взаимосвязаны сбережения, инвестиции и процентная ставка; ≈ чем определяется равновесие на рынке труда; ≈ что понимается под классической дихотомией; ≈ какова роль денежного рынка в модели классического равновесия; ≈ как определяется объём денежной массы, необходимой доя обращения в количественной теории денег; ≈ какие факторы влияют на равновесие в открытой экономической системе; ≈ какова роль государства в регулировании экономических отношений. Тема 3. Кейнсианское макроэкономическое равновесие. ≈ по каким направлениям развивалась кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы; ≈ что такое аффективный спрос; ≈ каким образом потребление и сбережения связаны с располагаемым доходом; ≈ как плановые инвестиции реагируют на изменения процентной ставки; ≈ как формируется график плановых затрат, исходя из объемов потребления и плановых инвестиции; ≈ каким образом в рамках кейнсианского подхода определяется равновесный объём национального производства и эффективный спрос; ≈ как и почему незначительные изменения в величине планируемых инвестиций могут вызвать существенный рост или снижение национального производства; ≈ какие факторы влияют на величину мультипликатора затрат;
Тема 4. Функция потребления. ≈ что нового внес Д. М. Кейнс в исследование функции потребления;
долгосрочном периодах; ≈ в чем сущность теории относительного дохода Дж. Дьюзенберри; ≈ что понимается под межвременным бюджетным ограничением; ≈ почему человек, как правило, не стремится потратить сразу же весь имеющийся доход;
Тема 5. Фискальная политика. ≈ суть, задачи и инструменты фискальной политики;≈ как в кейнсианской модели дохода и занятости учитываете■ экономическая политика государства; ≈ как действуют механизмы автоматического регулировании налоговых поступлений и бюджетных расходов; ≈ какие элементы образуют налоговую систему; ≈ какие новые подходы к решению фискальных проблем предложили сторонники теории экономики предложения; ≈ как можно достичь сбалансированности госбюджета, насколько серьёзна проблема государственного долга; ≈ каковы особенности налоговой системы в России; ≈ что принципиально нового несёт принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Тема 6. Деньги, банки, кредит. ≈ что есть деньги, каковы их функции и роль в экономике;≈ из чего складывается предложение денег, ≈ что представляет собой спрос на деньги, какие виды спроса на деньги существуют; ≈ как формируется равновесие денежного рынка, в каких случаях оно нарушается, каким образом восстанавливается; ≈ какова структура кредитно-финансовой системы развитой рыночной экономики, как эта система функционирует, чем отличается двухуровневая система от одноуровневой;
Тема 7. Инфляция ≈ какова сущность инфляции;≈ что понимается под инфляцией спроса и инфляцией издержек; ≈ каковы причины инфляции на разных этапах исторического развития; ≈ виды инфляции и се социально-экономические последствия; ≈ содержание антиинфляционной политики; Тема 8. Безработица. ≈ причины безработицы и формы ее проявления; ≈ закон Оукена; ≈ как кривая Филлипса увязывает между собой инфляцию и безработицу. Тема 9. Кейнсианская модель закрытой экономики ≈ как строится и зачем нужна кейнсианская модель двойного равновесия ⌠IS-LM■ с фиксированными ценами;≈ как интерпретируется кредитно-денежная и фискальная политика в рамках модели ⌠IS-LM■ с фиксированными ценами; ≈ что нового вносит в экономический анализ построение полной кейнсианской модели ⌠IS-LM■ с гибкими ценами;
Тема 10. Кейнсианская модель открытой экономики ≈ что такое равновесие ⌠внутреннее■ и ⌠внешнее■;≈ содержание понятий платежный и торговый балансы и как они взаимосвязаны; ≈ какие факторы определяют равновесие на валютном рынке; ≈ чем определяется движение капиталов; ≈ каков ⌠кейнсианский■ смысл взаимосвязи трех рынков: товарного, денежного и валютного;
≈ что понимается под экономическим циклом и каковы общие моменты современного подхода к этому явлению.≈ об основных фазах делового цикла. ≈ почему сектор производства товаров длительного пользования обнаруживает наибольшие циклические колебания. ≈ о различных группах теорий, объясняющих причины экономической цикличности. ≈ кейнсианскую трактовку причин и механизма развития делового цикла. ≈ как различные варианты инвестиционной политики воздействуют на совокупный спрос и национальный доход. ≈ о принципе акселератора и его действии при различных типах изменения национального дохода.
Тема 12. Монетаризм ≈ чем характеризуется течение экономической мысли, получившей название монетаризм;≈ какой вид имеет кривая Филлипса в длительном периоде; ≈ в чём состоит развитие монетаристами количественной теории денег; ≈ что такое монетарное правило;
Тема 13. Новая классическая школа ≈ исходные посылки новой классической школы;≈ что такое концепция равновесия рациональных ожиданий; ≈ как несовершенная информация влияет на колебания депо-вой активности; ≈ какое воздействие на экономику оказывает экспансионистская денежная политика; ≈ что такое реальный деловой цикл. Тема 14. Инфляция в коротком и длительном периодах ≈ как модифицируется кривая AS с учётом ожидаемой инфляции;≈ каково различие между кривыми AS в коротком и длительном периодах;≈ в чём специфика динамической кривой АО; ≈ как определяется темп инфляции и объём производства в коротком и длительном периодах; ≈ как осуществляется процесс согласования экономики в результате осуществления экспансионистской монетарной и фискальной политики; ≈ каковы альтернативные стратегии борьбы с инфляцией. Тема 15. Новая кейнсианская школа ≈ чем новые кейнсианцы отличаются от ортодоксальных кейнсианцев;≈ почему фирмы не уменьшают ставки зарплаты даже при наличии безработицы; ≈ какие последствия имеют малые ⌠издержки меню■ доя колебаний деловой активности; ≈ какое отношение имеет монополистическая конкуренция к проблеме жесткости цен. Тема 16. Долгосрочный экономический рост ≈ что представляет собой экономический рост;≈ каковы характерные черты современного экономического роста; ≈ какие факторы оказывают влияние на экономический рост; ≈ в чем состоят различия между экстенсивным и интенсивным темпами экономического роста; ≈ каковы особенности различных моделей экономического роста; ≈ каковы тенденции в развитии экономического роста; ≈ какова роль государства в регулировании экономического роста. Литература: 1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И Макроэкономика: В 2 т. СПб., 1997. 2. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. √ М.: Дело, 1999. 3. Макроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. √ СПб.: Поиск , 1997.4. Микро-, макроэкономика: Практикум. 2-е изд. / Общ. ред. Ю. А. Огибина, СПб., 1997. 5. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х томах. С-Петербург. Издательство Михайлова В.А., 1997. 6. Микроэкономика и макроэкономика: Задачи, упражнения, математическое обеспечение: В 2 т. СПб., 1997. 7. Морган Дж. М. Руководство по изучению учебника "Экономика" С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. М., 1997. 8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1999. 9. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М., 1994. 10. Овчинников Г. П. Микроэкономика и макроэкономика: В 2 т. СПб., 1996. 11. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б , Макроэкономика: глобальный подход. М., 1996.12. Сборник задач по экономической теории. Киров, 1997. 13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998. 14. Хейне П. Экономический образ мышления, М., 1991. |
╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309 Email:cbs@cbs-mba.ru |