МАКРОЭКОНОМИКА

Программа курса. Общее кол-во академических часов √ 48

Автор:к.э.н., доц. Кобзарь В.В.

Миссия курса: обеспечить устойчивость развития фирмы в условиях изменения внешней экономической среды.

Задачи курса: 1. Дать представление слушателям об общем равновесии экономической системы в целом и месте в ней фирмы согласно классической и кейнсианской концепциям.

2. Рассмотреть проблемы устойчивости, безработицы, цикличности, темпов экономического роста в их влиянии на фирму в неоклассических, в том числе монетаристских моделях.

Тематический план:

Наименование раздела, темы

Лекций

Практ.

занятий

Контроль

Всего

часов

1

Цели и инструменты

макроэкономики

2

1

   

2

Классическое макроэкономическое

равновесие

2

1

   

3

Кейнсианское макроэкономическое

равновесие

2

1

   

4

Функция потребления

2

1

   

5

Фискальная политика

2

1

   

6

Деньги, банки, кредит

2

1

   

7

Инфляция

2

1

   

8

Безработица

2

1

   

9

Кейнсианская модель закрытой

экономики

2

1

   

10

Кейнсианская модель открытой

экономики

2

1

   

11

Теория экономического цикла

2

1

   

12

Монетаризм

2

1

   

13

Новая классическая школа

2

1

   

14

Инфляция в коротком и

длительном периодах

2

1

   

15

Новая кейнсианская школа

2

1

   

16

Долгосрочный экономический рост

2

1

   
 

Всего

32

16

 

48

 

На каждом занятии слушатели получают раздаточный материал.

Практические занятия выполняются в форме домашнего задания.

Контроль успеваемости осуществляется постоянно в форме проверки домашних заданий.

Содержание курса:

Тема 1. Цели и инструменты макроэкономики.

какие задачи стоят перед макроэкономикой как наукой;

≈ какие основные категории используются, их экономический смысл;

≈ какие основные экономические показатели используются в макроэкономике и систему их исчисления;

≈ разницу между реальными и номинальными показателями ВНП;

≈ роль дефлятора и индекса потребительских цен для подсчета реального ВНП;

≈ систему подсчетов ВНП по доходам и по расходам;

≈ что понимается под совокупным спросом и совокупным предложением;

≈ ценовые и неценовые факторы, воздействующие на совокупный спрос;

≈ особенности формирования совокупного предложения в экономической системе и факторы, воздействующие на него;

≈ условия образования макроэкономического равновесия через равенство совокупного спроса и совокупного предложения;

≈ условия и результаты действия ⌠эффекта храповика■.

Тема 2. Классическое макроэкономическое равновесие.

какую историю развития прошла классическая школа;

≈ в чем заключается сущность закона Сея;

≈ как между собой взаимосвязаны сбережения, инвестиции и процентная ставка;

≈ чем определяется равновесие на рынке труда;

≈ что понимается под классической дихотомией;

≈ какова роль денежного рынка в модели классического равновесия;

≈ как определяется объём денежной массы, необходимой доя обращения в количественной теории денег;

≈ какие факторы влияют на равновесие в открытой экономической системе;

≈ какова роль государства в регулировании экономических отношений.

Тема 3. Кейнсианское макроэкономическое равновесие.

≈ по каким направлениям развивалась кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы;

≈ что такое аффективный спрос;

≈ каким образом потребление и сбережения связаны с располагаемым доходом;

≈ как плановые инвестиции реагируют на изменения процентной ставки;

≈ как формируется график плановых затрат, исходя из объемов потребления и плановых инвестиции;

≈ каким образом в рамках кейнсианского подхода определяется равновесный объём национального производства и эффективный спрос;

≈ как и почему незначительные изменения в величине планируемых инвестиций могут вызвать существенный рост или снижение национального производства;

≈ какие факторы влияют на величину мультипликатора затрат;

    • что даёт включение в кейнсианскую модель фактора внешней торговли.

Тема 4. Функция потребления.

что нового внес Д. М. Кейнс в исследование функции потребления;

    • в чем отличие исследования функции потребления в краткосрочном и

долгосрочном периодах;

≈ в чем сущность теории относительного дохода Дж. Дьюзенберри;

≈ что понимается под межвременным бюджетным ограничением;

≈ почему человек, как правило, не стремится потратить сразу же весь имеющийся доход;

    • в чем разница между постоянным и временным доходом, и как они влияют на потребление индивида.

Тема 5. Фискальная политика.

суть, задачи и инструменты фискальной политики;

≈ как в кейнсианской модели дохода и занятости учитываете■ экономическая политика государства;

≈ как действуют механизмы автоматического регулировании налоговых поступлений и бюджетных расходов;

≈ какие элементы образуют налоговую систему;

≈ какие новые подходы к решению фискальных проблем предложили сторонники теории экономики предложения;

≈ как можно достичь сбалансированности госбюджета, насколько серьёзна проблема государственного долга;

≈ каковы особенности налоговой системы в России;

≈ что принципиально нового несёт принятие Налогового кодекса Российской Федерации.

Тема 6. Деньги, банки, кредит.

что есть деньги, каковы их функции и роль в экономике;

≈ из чего складывается предложение денег,

≈ что представляет собой спрос на деньги, какие виды спроса на деньги существуют;

≈ как формируется равновесие денежного рынка, в каких случаях оно нарушается, каким образом восстанавливается;

≈ какова структура кредитно-финансовой системы развитой рыночной экономики, как эта система функционирует, чем отличается двухуровневая система от одноуровневой;

    • какие инструменты кредитно-денежной политики находятся в распоряжении правительства и Центрального банка, как они используются.

Тема 7. Инфляция

какова сущность инфляции;

≈ что понимается под инфляцией спроса и инфляцией издержек;

≈ каковы причины инфляции на разных этапах исторического развития;

≈ виды инфляции и се социально-экономические последствия;

≈ содержание антиинфляционной политики;

Тема 8. Безработица.

≈ причины безработицы и формы ее проявления;

≈ закон Оукена;

≈ как кривая Филлипса увязывает между собой инфляцию и безработицу.

Тема 9. Кейнсианская модель закрытой экономики

как строится и зачем нужна кейнсианская модель двойного равновесия ⌠IS-LM■ с фиксированными ценами;

≈ как интерпретируется кредитно-денежная и фискальная политика в рамках модели ⌠IS-LM■ с фиксированными ценами;

≈ что нового вносит в экономический анализ построение полной кейнсианской модели ⌠IS-LM■ с гибкими ценами;

    • каким образом модифицируется кредитно-денежная и фискальная политика в рамках модели ⌠IS-LM■ с гибкими ценами.

Тема 10. Кейнсианская модель открытой экономики

что такое равновесие ⌠внутреннее■ и ⌠внешнее■;

≈ содержание понятий платежный и торговый балансы и как они взаимосвязаны;

≈ какие факторы определяют равновесие на валютном рынке;

≈ чем определяется движение капиталов;

≈ каков ⌠кейнсианский■ смысл взаимосвязи трех рынков: товарного, денежного и валютного;

    • какие возможности для государственного регулирования ⌠открытой экономики предоставляет кейнсианская модель.

что понимается под экономическим циклом и каковы общие моменты современного подхода к этому явлению.

≈ об основных фазах делового цикла.

≈ почему сектор производства товаров длительного пользования обнаруживает наибольшие циклические колебания.

≈ о различных группах теорий, объясняющих причины экономической цикличности.

≈ кейнсианскую трактовку причин и механизма развития делового цикла.

≈ как различные варианты инвестиционной политики воздействуют на совокупный спрос и национальный доход.

≈ о принципе акселератора и его действии при различных типах изменения национального дохода.

  • как происходит взаимодействие мультипликатора и акселератора в ходе экономического цикла.

Тема 12. Монетаризм

чем характеризуется течение экономической мысли, получившей название монетаризм;

≈ какой вид имеет кривая Филлипса в длительном периоде;

≈ в чём состоит развитие монетаристами количественной теории денег;

≈ что такое монетарное правило;

  • каково монетаристское объяснение колебаний деловой конъюнктуры.

Тема 13. Новая классическая школа

исходные посылки новой классической школы;

≈ что такое концепция равновесия рациональных ожиданий;

≈ как несовершенная информация влияет на колебания депо-вой активности;

≈ какое воздействие на экономику оказывает экспансионистская денежная политика;

≈ что такое реальный деловой цикл.

Тема 14. Инфляция в коротком и длительном периодах

как модифицируется кривая AS с учётом ожидаемой инфляции;

≈ каково различие между кривыми AS в коротком и длительном периодах;

≈ в чём специфика динамической кривой АО;

≈ как определяется темп инфляции и объём производства в коротком и длительном периодах;

≈ как осуществляется процесс согласования экономики в результате осуществления экспансионистской монетарной и фискальной политики;

≈ каковы альтернативные стратегии борьбы с инфляцией.

Тема 15. Новая кейнсианская школа

чем новые кейнсианцы отличаются от ортодоксальных кейнсианцев;

≈ почему фирмы не уменьшают ставки зарплаты даже при наличии безработицы;

≈ какие последствия имеют малые ⌠издержки меню■ доя колебаний деловой активности;

≈ какое отношение имеет монополистическая конкуренция к проблеме жесткости цен.

Тема 16. Долгосрочный экономический рост

что представляет собой экономический рост;

≈ каковы характерные черты современного экономического роста;

≈ какие факторы оказывают влияние на экономический рост;

≈ в чем состоят различия между экстенсивным и интенсивным темпами экономического роста;

≈ каковы особенности различных моделей экономического роста;

≈ каковы тенденции в развитии экономического роста;

≈ какова роль государства в регулировании экономического роста.

Литература:

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И Макроэкономика: В 2 т. СПб., 1997.

2. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. √ М.: Дело, 1999.

3. Макроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. √ СПб.: Поиск, 1997.

4. Микро-, макроэкономика: Практикум. 2-е изд. / Общ. ред. Ю. А. Огибина, СПб., 1997.

5. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х томах. С-Петербург. Издательство Михайлова В.А., 1997.

6. Микроэкономика и макроэкономика: Задачи, упражнения, математическое обеспечение: В 2 т. СПб., 1997.

7. Морган Дж. М. Руководство по изучению учебника "Экономика" С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. М., 1997.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1999.

9. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М., 1994.

10. Овчинников Г. П. Микроэкономика и макроэкономика: В 2 т. СПб., 1996.

11. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б, Макроэкономика: глобальный подход. М., 1996.

12. Сборник задач по экономической теории. Киров, 1997.

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998.

14. Хейне П. Экономический образ мышления, М., 1991.

╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309  Email:cbs@cbs-mba.ru