МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Программа курса. Общее кол-во академических часов √ 24

Автор: кандидат экономических наук Разумнова Л.Л.

Цель курса: Раскрыть систему взаимоотношений субъектов международного бизнеса и показать потенциальные возможности участия российских компаний в международном бизнесе.

Тематический план:

 

Темы:

Лекций

Практ. Занят.

Контроль

Всего

1

Тема 1. Предпосылки и основные виды международного бизнеса.

3

   

3

2

Тема 2. Внешнеторговые сделки купли-продажи

4

4

1

9

3

Тема 3.Основы формирования внешнеторговой политики и практика ее реализации.

3

   

3

4

Тема 4. Внешняя торговля России: состояние, проблемы, перспективы

развития.

2

1

 

3

5

Тема 5. Международная торговля услугами.

1.5

1

0.5

3

6

Тема 6. Совместное предпринимательство на территории России.

2

1

 

3

7

Тема 7. Внешнеэкономическая деятельность фирмы за рубежом.

1.5

1

0.5

3

8

Тема 8. Методы работы фирмы с внешнеторговыми партнерами и конкурентами на мировом и внутреннем рынках.

2

1

 

3

9

Тема 9. Управление человеческими ресурсами и этика в международном бизнесе.

2

1

 

3

10

Тема 10. Международный маркетинг и его особенности.

1

1

1

3

 

Всего:

     

24

Содержание курса:

Тема 1. Предпосылки и основные виды международного бизнеса.

Тема 1. Предпосылки и основные виды международного бизнеса.

1. Структура курса ⌠международный бизнес■. Основные отличия между
бизнесом, осуществляемым во внутренних и международных условиях.
Основные термины и понятия дисциплины.

2. Виды внешнеэкономической деятельности фирмы: производственная
экспортная деятельность, внешнеторговая деятельность, посредническая
деятельность (на территории России и за рубежом), совместное
предпринимательство с участием иностранного капитала,
внешнеэкономическая деятельность фирмы за рубежом. Производственная
экспортная деятельность.
Доля экспортного производства в отраслях и на
предприятиях в мировой практике и в России на современном этапе. Формы и
методы развития экспортного производства: кооперация, специализация,
интеграция. Внешнеторговая деятельность. Краткая характеристика мировых
товарных рынков: товарная структура мирового рынка, мировые цены,
товарные биржи, аукционы. Особенности торговли промышленными,
сырьевыми товарами и продовольствием.

Тема 2. Внешнеторговые сделки купли-продажи

1. Особенности договорных отношений в сфере международного бизнеса.
Межгосударственное и международное регулирование внешнеэкономической
деятельности: основные цели, принципы и характер регулирования.
ВТО/ГАТТ
и ЮНКТАД: организация, структура, членство, цели, позиция России. Другие
международные организации: Союз таможенного сотрудничества
(СТС),
Международная торговая палата (МТП), Координационный комитет по
осуществлению контроля за экспортом (КОКОМ) в социалистические страны,
Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Организация
стран- экспортеров нефти.

2. Внешнеторговые сделки купли-продажи. Конвенция ООН по договорам
международной купли-продажи товаров 1980г. (Венская конвенция). Виды
внешнеторговых операций. Встречная торговля: бартерные сделки, торговые и
промышленные компенсационные сделки. Контракт. Основное содержание и
порядок оформления. Базисные условия контракта. Правила толкования
международных торговых терминов
(Инкотермс). Методы торговли. Выход на
внешний рынок формы и методы работы. Цены и расчеты в международной
торговле. Способы платежа и формы расчетов. Особенности международных
лизинговых операций. Международный факторинг.

Тема 3.Основы формирования внешнеторговой политики и практика ее
реализации.
3 часа

1.Цель и задачи государственного регулирования внешней торговли:
государство и национальная конкурентоспособность. Современная теория

конкуренции. Виды внешнеторговой политики. Коллективный протекционизм.
Торговые отношения в Европе (страны Бенилюкс, Европейский союз (ЕС),
Европейская ассоциация свободной торговли
(ЕАСТ) Европейское
экономическое пространство
(ЕЭП) Центрально-европейское соглашение о
свободной торговле
(ЦЕФТА).

2. Внешняя торговля России. Внешнеторговое регулирование. Федеральный
закон от
13 октября 1995 г. ⌠О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности. Федеральные и региональные органы
регулирования ВТ. Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности
(ТН ВЭД). Таможенные режимы. Таможенно-тарифная система,
принципы построения. Таможенный кодекс РФ (1993г
.), закон ⌠О таможенном
тарифе■ (1993г
,) и др., указы президента и постановления правительства,
регулирующие внешнеторговую деятельность в стране. Классификация
таможенных пошлин. Методы определения таможенной стоимости товара.
Таможенное оформление. Экспортный контроль.

3. Нетарифные средства .регулирования МТ: квотирование, лицензирование,
контингентирование, регистрация контрактов. Причины их использования.
Виды лицензий и методы их распределения. Способы регулирования экспорта:
экспортные пошлины, экспортные налоги, кредитование и страхование
экспорта, прямые иностранные инвестиции как средство завоевания
иностранных рынков. Способы дискриминации импорта. Количественные и
финансовые средства регулирования: импортный депозит и импортный налог,
прямые запреты на ввоз конкретной номенклатуры товаров или товаров из
определенных стран, требования к упаковке и маркировке и т.п. Демпинг,
сущность и его виды. Антидемпинговый кодекс и антидемпинговые
мероприятия. Зоны свободной торговли и таможенные союзы.

4. Валютное регулирование экспорта и импорта в России. Система
валютного контроля.

5. Россия в международных экономических организациях: ГАТТ/ВТО, МВФ,
СТС, ЕС, ЮНКТАД, ОЭСР, Вассенаарских соглашениях, Лондонском и
Парижском клубах.

Тема 4. Внешняя торговля России: состояние, проблемы, перспективы

 

╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309  Email:cbs@cbs-mba.ru