ПСИХОЛОГИЯ лидерства и КРЕАТИВНОСТЬ

Программа курса. Общее кол-во академических часов √ 21

Автор:Родик М.А.

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
  3. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

4.0 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

4.1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4.2. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

4.3. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

5.0 ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс ⌠Психология лидерства и креативность■ рассчитан на 24 а/ч лекций и практических занятий. Содержание курса носит вводно-ознакомительный характер.

Основной задачей курса является рассмотрение вопроса о природной и социальной функциях лидерства, раскрытие понятия креативности в бизнесе и изучение фундаментальных критериев становления и развития личности лидера в современном мире с учетом динамики развития общества в III тысячелетии, согласно последним открытиям в области психологии.

Целью курса является:

  • ознакомить слушателей с последними открытиями научной психологии в области исследования глубинных основ психической деятельности человека, его психической структуры для обнаружения причин явлений, проявляющихся на социально-экономическом, политическом и т.д. уровнях;
  • раскрыть значение психологии при формировании аутентичного человека (педагогика креативности) и указать критерии развития творческого потенциала;
  • раскрыть значение психологического анализа в области административного и экономического консультирования;
  • показать принципы эффективного взаимодействия индивида и общества;
  • обозначить понятие лидерства и определить личностные факторы, способствующие успешности в бизнесе.

Программа рассчитана на слушателей, обучающихся по направлениям: управление, деловое администрирование, менеджмент.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ЛЕКЦИЙ

¹

Название темы

Количество часов (а/ч)

   

Лекции

Пр. зан.

1.

Раздел I. Введение

   
 

Тема 1.

Междисциплинарная функция психологии лидерства

1.0

 
 

Тема 2.

Онтопсихология о лидерстве

1.5

 
 

Тема3.

Фигура лидера

3

 

3.

Раздел II. Креативность в бизнесе

   
 

Тема 4.

Базовые критерии эффективной работы бизнесмена-лидера

6

 
 

Тема 5.

Peak experience

3

0.5

 

Тема 6.

Уровни информационного обмена между людьми (их применение в бизнесе)

2

 

4.

Раздел III. Практические занятия

   
 

Тема 7.

Тренинг

Тема 8.

Синемалогия*

 

3

 

4

 

Итого:

16,5

7,5

   

24

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 

Раздел I. Введение

Тема 1. Междисциплинарная функция психологии лидерства

Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании. Краткая история зарождения и развития психологии лидерства. Виды подходов к явлению лидерства в психологии: их основные сходства и различия.

Тема 2. Онтопсихология о лидерстве

Концепция лидерства в онтопсихологии. Функция лидера в современном обществе. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития. Роль лидера в условиях глобализации рынка. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность.

Тема 3. Фигура лидера.

Четыре базовых компонента фигуры лидера: социально-экономическая личностная структура. Вектор ведущей направленности бизнесмена-лидера. Этапы становления лидера. Лидерские качества бизнесмена. Фундаментальные принципы этики лидера. Концепция диады в бизнесе.

Психическая структура человека (краткий обзор). Концепции направленности и интенциональности.

Раздел II. Креативность в бизнесе

Тема 4. Базовые критерии эффективной работы бизнесмена-лидера

Понятие креативности. Личностные предпосылки креативности. Природное значение креативности и концепция метанойи. Критерий пропорциональности. Креативность в бизнесе.

Тема 5. Peak experience.

Понятие peak experience (наполненного режима). Пути достижения и основополагающие принципы поддержания этого состояния. Три правила peak experience.

Тема 6. Уровни информационного обмена между людьми (их применение в бизнесе).

Межличностная коммуникация: сновидения, семантическое поле, ≈ и принципы их эффективного использования. Критерий проверки точности принимаемого решения.

Раздел III. Практические занятия

Тема 7.Тренинг.

Тема 8. Cинемалогия.

Просмотр художественного фильма, который был снят в Голливуде специально по заказу ведущих школ по подготовке руководителей высшего звена.

Рассматриваемые вопросы:

    • В чем различие между подходами в построении деловых отношений двух главных героев;
    • Какими особенностями в поведении главных героев обуславливается победа одного и поражение другого;
    • На чем основывается критерий оценки ситуации главными героями;
    • Анализ жизни главных героев согласно четырем базовым компонентам фигуры лидера;
    • В середине фильма мини-тест.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

НАУЧНАЯ СТРУКТУРА ОНТОПСИХОЛОГИИ

Онтопсихология √ наука, которая родилась последней в современном ей научном мире, вобрав в себя лучшие достижения таких направлений психологии, как психоанализ З.Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, гуманистическая психология К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мея и экзистенциальной философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, с целью разрешить критическую проблему критики человеческого познания.

Еще в 1935 году Э. Гуссерль, говоря о кризисе современных наук, в качестве одной из его причин приводил тот факт, что науки вообще и в частности те, что непосредственно нацелены на познание человека, в действительности либо не пытаются его понять, либо исходят из того, что он совершенен и является творцом истины. Для выхода из кризиса Гуссерль указал на необходимость найти контакт с ⌠миром-жизни■, т.е. связующую точку перехода от бытия к миру жизни, к существованию. Гуссерль пришел к убеждению, что только психология может найти этот путь к миру-жизни, поскольку из всех европейских наук только она способна обрести научную точность. Под ⌠научной точностью■ понимается точность выбора критериев при проведении научного анализа, в деловой и повседневной личной жизни, критериев, применение которых в конечном итоге приводит к реальности. Поскольку реальность измеряется в соответствии с понятием ⌠функция человек■, возникает необходимость точного использования того, что представляет собой человеческое существо во всех его проявлениях.

Онтопсихология исходит из утверждения о том, что человек, являясь основным когнитивным инструментом, не точен, постоянно впадает в ошибку, болезнь, и, следовательно, не способен на научную точность. Это состояние, согласно онтопсихологическому анализу не является для человека природноданным, а возникает как результат внедрения (практически в возрасте 3-х - 5-ти лет) психоэделического механизма, искажающего процесс человеческого осознания, чем и провоцируется отклонение человека от его природного проекта и состояние так называемой ⌠экзистенциальной шизофрении■.

Наблюдая за человеком, мы видим, что он установлен в этом мире одним способом, т.е. бытие наделило его определенным потенциалом и задало для него конкретную интенциональность (направленность, преднамеренность), которая выражается в каждый момент жизни человека посредством его онто Ин-се, однако действия субъекта не совпадают и что еще хуже идут вразрез с его собственной линией жизни, что приводит к болезни, депрессии, тоске, неудовлетворенности и т.д. Наличие в психике человека монитора отклонения приводит к формированию комплексов, нефункциональных стереотипов, из-за чего человек может развиваться только путем повторения узкого числа моделей (закрытая виртуальность), что полностью лишает его способности к креативности.

Онтопсихология возникла в клинических условиях и на протяжении 30-ти летней исследовательско-практической деятельности в области психосоматики и психотерапии проявила себя как успешная методика лечения неврозов, шизофрении и многих других серьезных психосоматических заболеваний, таких, например, как рак, СПИД и т.д. Видя позитивный результат своей работы (восстановление базового здоровья человека), профессор А. Менегетти начал анализировать собственные результаты работы и вывел из этого клинического опыта теорию, применив два методологических критерия:

  1. Идентичность: соответствие внутренне присущей природной функции;
  2. Утилитарная функциональность: позитивный или негативный результат для единства действия (т.е. человека).

Это оказалось возможным благодаря двум основополагающим открытиям:

  1. Семантического поля: базовая информация, которой природа наделила людей, или моментальный проект энергии в себе (энергетическое самодвижение). Прочтение семантического поля дает возможность получения точной информации о направленности действия психики и применения точного способа воздействия;
  2. Онто Ин-се (сущность в себе): энергетическое ядро человека, проявляющее себя во всех физических и психических процессах человеческого организма, ⌠разумная■ форма мира-жизни в индивиде.

Совпадение с онто Ин-се позволяет:

  1. Отделить все патологические пульсации (болезни, эмоции, чувства и т.д.) и восстановить биологическое здоровье √ клиническая онтопсихология;
  2. Определить линию личностного креативного роста (профессия, бизнес, чувства, искусство и т.д.) √ психология аутентичности;
  3. Достигнуть единства бытия и существования в человеке √ состояние грации как высшая форма самореализации: состояние благополучия, умиротворенности и благодати.

Основополагающей целью всей Онтопсихологии является:

восстановление целостного потенциала, неосознаваемого самим человеком, чтобы использовать его с наибольшей функциональностью в историческом и лидерском становлении личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Психология лидерства

Онтопсихология - наука, которая является фундаментальным знанием (эпистемическим критерием), дающим основу всем другим видам человеческого познания. Онтопсихология открыла способ, с помощью которого можно идентифицировать, понять и применить тот базовый критерий, которым природа наделяет каждое человеческое существо: Онто Ин-се.

Исходя из этого, Онтопсихология может быть применена в экономике, политике, менеджменте и т.д., поскольку в соответствии с направлением и спецификой деятельности человека, она дает точный способ реализации поставленных целей.

С помощью этого критерия открывается очевидность решения таких вопросов, как:

  • Какой выбор является наилучшим в любой жизненной ситуации?
  • Когда получен ошибочный результат - как понять, где допущена ошибка? В какой сфере она находится и в какой мере проявляется?
  • Какой выбор ведет меня к победе?

Однажды доказав, что уcпех в бизнесе зависит от интуиции лидера, онтопсихология выделила специфическую методику для постоянной гарантии эффективности интуиции лидера.

Главная цель онтопсихологии направлена на развитие креативного потенциала лидеров, оперирующих в политике и экономике, на формирование политического и предпринимательского ума, способного достичь успеха посредством практического действия в этих областях: актуализация креативности с усилением собственной идентичности, силы и жизненной реализации.

Выбор и формирование лидеров:

Формировать ответственных личностей, способных продуцировать себя в социуме, давать возможность создавать новые социальные ценности, обладающих тремя характеристиками:

  1. внутренняя зрелость
  2. приспособленность к общим целям социальной законности
  3. способность к постоянному возрождению гуманистического действия

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Синемалогия

  1. Состоит в идентификации базового критерия человеческого существования, с помощью образов, показанных в фильме;
  2. Рождается из того факта, что все познание основывается на механизме проекции: реальность существует одним способом, но человек понимает и показывает его в соответствии с собственными моделями мышления, сознания. Сознание редко совпадает с реальностью;
  3. Кино является зеркалом жизни. Посредством фильма показывается стиль жизни, характерный для большинства человеческих существ и, таким образом, происходит обучение интроспекции и поиска решения;
  4. Кино √ это, прежде всего бессознательное, продукт необъятного психического мира, который не поддается нашему рациональному контролю. Через мир ⌠иррациональных■ образов, проявляющихся в фантазиях, искусстве, снах, бессознательное находит наилучший путь самовыражения;
  5. По этой причине анализ кинематографической продукции анализируется с помощью того же метода, который используется при интерпретации сновидений. Онтопсихология открыла язык, используемый бессознательным и, следовательно, нашла ключ к его прочтению;
  6. Понять фильм означает понять и контролировать собственную жизнь и жизнь общества. На синемалогии фильм не анализируется с точки зрения идеологии, культуры и политики той или иной страны или народа. Используя внешние образы фильма, мы анализируем внутренние образы, которые есть внутри каждого из нас.

Цель:

  • улучшить способность коммуникации личности с самим собой и другими, научиться быть внимательными к своим мыслям и выборам, т.к. на их основе строится его собственная жизнь (история);
  • умение критически осмысливать многие жизненные ситуации для улучшения собственной жизни и активизации практического ума;

Результат:

приобретение способности точно видеть и понимать реальность (реальность, которую мы регулируем и которая регулирует нас) и способности зрело анализировать стереотипы (законы, различные идеологии), которые определяются как в лице одного индивидуума, так и в лице всего общества.

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

Алифанов С.А. ⌠Основные направления анализа лидерства■, журнал ⌠Вопросы психологии■ 1991 г., ╧3.

Анциферова ⌠Психология самоактуализации личности А. Маслоу■, журнал ⌠Вопросы психологии■, 1973 г., ╧4.

Ананьев Б.Г. ⌠О проблемах современного человекознания■

Гуссерль Э. ⌠Картезианские размышления■, 1998 г.

Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. ⌠Психология малой группы■, 1991 г.

Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С., Волков Е.П. ⌠Руководитель и коллектив■, 1974 г.

Жеребова Н.С. ⌠Типы лидеров неформальных групп■, гл. ⌠Лидерство в малых группах■, ЛГУ, 1968 г.

Журавлев А. Л., Поздняков В.П. ⌠Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России■, ⌠Психологический журнал■, ╧6, т.14, 1993 г.

Менегетти А. ⌠Онтопсихологическая педагогика■, Пермь, 1993 г.

Менегетти А. ⌠Психология лидера■, Москва, 2-ое издание 1999 г.

Менегетти А. ⌠Система и личность■, Москва, 1996 г.

Менегетти А. ⌠Учебник по онтопсихологии■, Москва, 1997 г.

⌠Предприниматель: экономико-психологический профиль■, ⌠Психологический журнал■, т.13, ╧3, 1992 г.

Рощин С.К. ⌠Психология успешного предпринимательства в США■, ⌠Психологический журнал■, ╧5, 1993 г.

Шпенглер ⌠Закат Европы■

Фрейд З. ⌠Введение в психоанализ■

Фромм Э. ⌠Анатомия человеческой деструктивности■, 1994 г.

Фромм Э. ⌠Человек для себя■, 1994 г.

Юнг К. ⌠Психологические типы■, 1992 г.

Материалы семинара ⌠Психология бизнеса■, отель ⌠Европейская■, Санкт-Петербург, ноябрь1998.

Материалы семинара ⌠Бизнес и креативность■, отель Marriott, Москва, май 1999.

 

╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309  Email:cbs@cbs-mba.ru