УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Программа курса. Общее кол-во академических часов √ 48

Автор:  Ряковский С.М.

Задачи курса:

Подготовить студентов к работе в качестве руководителей подразделений, обеспечивающих в своей управленческой деятельности оптимальное сочетание навыков достижения цели и навыков работы с подчинёнными.

Дать студентам возможность приобрести знания по следующим направлениям:

Методы планирования и организации работы руководителя

Методические основы кадрового планирования, отбора и набора персонала

Методы выявления потребностей в обучении

Организация и проведение обучения персонала

Основы систем мотивации и компенсации

Системы оценки персонала

Основные особенности работы с персоналом в периоды изменений в организации

Основные элементы корпоративной культуры

Правовые и организационные основы трудовых отношений и учёта персонала

Дать студентам возможность приобрести навыки по следующим направлениям:

Планировать личную работу и управлять подразделением

Составлять положение о подразделении

Составлять описания должностей

Проводить оценку целесообразности введения вакансии

Проводить собеседование с кандидатами на приём

Выявлять потребности сотрудников в обучении

Планировать обучение сотрудников

Разрабатывать программы введения в должность

Разрабатывать элементы системы зарплаты

Разрабатывать формы оценки

Проводить оценочное собеседование

Разрабатывать элементы корпоративной культуры

Разрешать типичные трудовые конфликты

Поддерживать эффективные рабочие контакты со службой персонала.

Тематический план

 

 

Наименование раздела, темы

Лекций

Практ. занятий

Контроль

Всего часов

 

Введение (презентация курса)

0,5

   

0,5

 

Организация работы подразделения

3

2,5

 

5,5

 

Руководитель и подразделение

1,5

0,5

   
 

Цели, основные направления деятельности, функции подразделения. Планирование, организация, контроль, оценка и отчетность

1,5

2

   
 

Технология работы руководителя

3

2,5

0,5

6

 

Самоменеджмент: функции и техника.

1,5

1

   
 

Текущее планирование времени

0,5

0,5

   
 

Делегирование как инструмент управления временем

0,5

0,5

   
 

Поглотители времени и работа с ними

0,5

0,5

   
 

Стратегия управления персоналом

2,5

0,5

 

3

 

Человек и организация

2

     
 

Кадровая политика организации.

0,5

0,5

   
 

Управление составом персонала

3,5

5

0,5

9

 

Кадровое планирование

0,5

0,5

   
 

Описание должности

0,5

1,5

   
 

Организация набора персонала

0,5

0,5

   
 

Методы отбора

1

2

   
 

Внутрифирменное перемещение персонала

0,5

     
 

Методы увольнения сотрудников

0,5

0,5

   
 

Учёт персонала и трудовые отношения в организации

1,5

1,5

 

3

 

Трудовой договор

1

1

   
 

Дисциплинарные процедуры

0,5

0,5

   
 

Профессиональное развитие
и обучение персонала

3

3

 

6

 

Цели внутрифирменного обучения, мотивация работника

0,5

0,5

   
 

Выявление потребностей в обучении

0,5

0,5

   
 

Организация внутрифирменного обучения

1

1

   
 

Эффективность обучения персонала

0,5

0,5

   
 

Планирование обучения

0,5

0,5

   
 

Оценка персонала

2,5

3

0,5

6

 

Место систем оценки персонала в организации

0,5

0,5

   
 

Цели, системы и методы организации оценки персонала

1

1,5

   
 

Взаимосвязь оценки с другими подсистемами управления персоналом организации

1

1

   
 

Мотивация персонала и системы компенсации

3,5

2,5

 

6

 

Обзор теоретических основ мотивации персонала на работе

0,5

     
 

Системы оплаты труда

1,5

1,5

   
 

Системы компенсационных выплат

1

0,5

   
 

Нематериальные методы мотивации персонала

0,5

0,5

   
 

Корпоративная культура

1,5

0,5

 

2

 

Компоненты корпоративной культуры

1

0,5

   
 

Методы управления корпоративной культурой

0,5

     
 

Взаимодействие руководителя подразделения со службой персонала

0,5

0,5

 

1

 

Всего

25

21,5

1,5

48

Содержание курса

Раздел 1. Организация работы подразделения

Тема 1.1. Руководитель и подразделение.

Основные различия между профессиональной и управленческой деятельностью руководителя подразделения. Компоненты управленческой деятельности.

Карьера успешно работающего сотрудника, который становится руководителем других сотрудников, изменение соотношения объёмов деятельности. Новые виды деятельности руководителя.

Типовые ошибки начинающих руководителей в организации управленческой деятельности. Руководитель ⌠трудоголик■, руководитель √ ⌠отшельник■.

Тема 1.2. Цели, основные направления деятельности, функции подразделения. Планирование, организация, контроль, оценка и отчетность.

Миссия организации. Цели стратегические и тактические (задачи).

Требования к формулировкам целей: проверяемость, установление сроков, достижимость, мотивирующий характер.

Дерево целей организации. Распределение функций и областей деятельности подразделений внутри организации.

Положение о подразделении как один из основных инструментов организации деятельности подразделения. Основные разделы положения о подразделении: миссия, стратегические цели, основные области деятельности, функции, подчинённость подразделения, информационный обмен, организационная структура, права.

Описание взаимодействия подразделений.

Практическое задание: создание учебной фирмы, разработка структуры, распределение функций, назначение руководителей подразделений, разработка положений о подразделениях.

Раздел 2. Технология работы руководителя

Тема 2.1. Самоменеджмент: функции и техника.

Личная миссия и личные цели руководителя.

Определение стиля управления руководителя. Классификация стилей управления на основе двух базисных элементов управленческого поведения: ориентация на деятельность/результат (Task/Result Orientation) и ориентация на людей (People Orientation). Основной, преобладающий стиль управления руководителя.

Выбор стиля управления в зависимости от ситуации, степени подготовленности и мотивированности персонала. Адекватные и неадекватные стили управления: бюрократ/отшельник, наставник/популист, идеальный руководитель/любитель компромиссов, сильный руководитель/диктатор.

Основные функции самоменеджмента. Основные области деятельности руководителя. Иерархия областей деятельности, задач, мероприятий.

Тема 2.2. Текущее планирование времени.

Постановка задач, планирование мероприятий. Ранжирование задач и мероприятий с помощью принципов АБВ, Парето, Эйзенхауэра.

Система планирования времени. Основное правило планирования времени. Метод планирования времени ⌠Альпа■. Использование органайзеров.

Тема 2.3. Делегирование как инструмент управления временем.

Суть делегирования как передача руководителем подчинённым власти, полномочий и задач; уполномочивание других принимать решения и выполнять те или иные задачи; перепоручение областей ответственности и задач другим.

Делегирование как ключ к успешному менеджменту.

Тема 2.4. Поглотители времени и работа с ними.

Основные виды поглотителей времени. Эффективная работа с документами. Телефон как средство рационализации работы. Результативные совещания.

Аттестационное задание: тест на понимание основ управленческой деятельности.

Раздел 3. Стратегия управления персоналом

Тема 3.1. Человек и организация.

Сущность организации как объединения людей, совместно работающих для достижения определённых целей.

Отношение людей к работе: теория X и теория Y. Тенденции развития современного российского бизнеса с точки зрения отношения к сотрудникам на работе.

Тема 3.2. Кадровая политика организации.

Выбор стратегии управления человеческими ресурсами и кадровой политики в зависимости от стадии жизненного цикла организации.

Основные области работы с персоналом: учёт персонала и трудовые отношения, управление составом персонала, обучение персонала, система мотивации, оценка персонала, организационное развитие, корпоративная культура.

Уровни работы с персоналом: организация, подразделение, сотрудник.

Раздел 4. Управление составом персонала

Тема 4.1. Кадровое планирование.

Эффективное планирование человеческих ресурсов как средство оптимизации использования персонала, совершенствования процесса приёма на работу, организации профессионального обучения, создания основы для развития других программ управления персоналом, сокращения общих издержек на персонал.

Методы кадрового планирования: анализ трудоёмкости; выявление дефицита/избытка рабочей силы.

Внутриорганизационные факторы, определяющие потребности в персонале: стратегические цели и задачи организации, динамика движения персонала внутри организации.

Внешние факторы, определяющие потребности в персонале: макроэкономические параметры, развитие техники и технологии, политические изменения, конкуренция и состояние рынка сбыта.

Тема 4.2. Описание должности.

Описание должности как инструмент управления персонала. Цели должности. Основные задачи (функции) должности. Права сотрудника. Требования к сотруднику. Критерии оценки результатов.

Практическое задание по составлению описаний должностей подразделений учебной фирмы.

Аттестационное задание по составлению описаний должностей (индивидуальное для каждого из студентов).

Тема 4.3. Организация набора персонала.

Основные этапы обработки вакансии: составление описания должности, подготовка рекламы вакансии (объявления о работе) и распространение её. Внутрифирменные мероприятия по подготовке набора: включение вакансии в штатное расписание, подготовка изменения планов работы и изменения бюджета, подготовка набора тестов для кандидатов.

Источники набора персонала, обзор рынка труда. Поиск внутри организации. Подбор с помощью сотрудников. Самопроявившиеся кандидаты. Размещение объявлений в средствах массовой информации и в Интернет. Поиск на сайтах Интернет. Связи с учебными заведениями. Государственные службы занятости. Рекрутинговые агентства.

Тема 4.4. Методы отбора.

Технология набора. Первичный отбор (беседа по телефону, анализ резюме, анкет). Тестирование, виды тестов. Проверка данных о кандидатах.

Оценочные собеседования (интервью) сотрудников службы персонала и линейных руководителей с кандидатами. Виды собеседований. Этапы собеседований Основные принципы интервьюирования.

Ассессмент-центр.

Аттестационное задание по составлению собственного резюме.

Тема 4.5. Внутрифирменное перемещение персонала.

Основные причины внутрифирменного перемещения персонала, возможности и опасности. Технология перемещения.

Тема 4.6. Методы увольнения сотрудников.

Причины увольнения сотрудников. Технология бесконфликтного увольнения.

Раздел 5. Учёт персонала и трудовые отношения в организации

Тема 5.1. Трудовой договор.

Правовые основы взаимоотношений сотрудника и организации. Трудовой договор в соответствии с КЗОТ РФ. Приём на работу, контракт, трудовая книжка, приказ. Регистрация сотрудников в ГНИ и Пенсионном фонде. Оплата больничных листов. Право на отпуск.

Тема 5.2. Дисциплинарные процедуры.

Трудовые споры и порядок их решения. Взыскания и технология их объявления. Увольнение с работы.

Раздел 6. Профессиональное развитие и обучение персонала

Тема 6.1. Цели внутрифирменного обучения, мотивация работника.

Основные цели обучения: обеспечение сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы; поддержание профессионального уровня персонала, ознакомление его с современными достижениями технологии, изменениями социально-экономической обстановки и правовых условий; подготовка сотрудников к возможному замещению ими коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения; подготовка сотрудников к перемещению/продвижению по службе; создание и поддержание у сотрудников чувства причастности к деятельности организации, ознакомление с её стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности; поддержание у сотрудников позитивного отношения к работе.

Анализ положительной и отрицательной мотивации сотрудника по отношению к обучению.

Тема 6.2. Выявление потребностей в обучении.

Источники возникновения потребностей в обучении: изменения во внешней обстановке (экономической, правовой и т.п.); технологические изменения; кадровые изменения; изменения стратегии, бизнес-плана, структуры организации, ассортимента товаров/услуг, предоставляемых фирмой.

Уровни выявления потребностей в обучении. Методы выявления потребностей в обучении: беседы с руководителями подразделений и сотрудниками; анализ решений руководящих органов фирмы (участие в их подготовке); анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы; анализ специальной внешней информации; анализ изменений технологии; анализ результатов оценки сотрудников; анкетирование руководителей подразделений и сотрудников; анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников; анализ результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность (адаптации).

Тема 6.3. Организация внутрифирменного обучения.

Методы организации внутрифирменного обучения. Обучение с отрывом от работы: открытые семинары, закрытые семинары. Обучение на рабочем месте. Наставничество. Заочное обучение.

Виды занятий и способы формирования учебных программ. Лекции (презентации). Анализ практических ситуаций. Деловые (ролевые) игры. Тренинги.

Тема 6.4. Эффективность обучения персонала.

Подготовка обучения. Контроль процесса обучения. Контроль результатов обучения. Схема Киркпатрика. Реализация результатов обучения. Планирование карьеры.

Тема 6.5. Планирование обучения.

Концепция организации обучения в организации. Выбор приоритетных направлений обучения. Обучение руководителей и резерва на выдвижение. Выбор методов организации обучения. Бюджет обучения.

Раздел 7. Оценка персонала

Тема 7.1. Место систем оценки персонала в организации.

Взаимосвязь видения, миссии, корпоративной культуры организации, принятой стратегии и стиля управления с системами оценки персонала. Требования к системе оценки/аттестации. Действующая система управления персоналом организации как необходимая основа для внедрения системы оценки.

Тема 7.2. Цели, системы и методы организации оценки персонала.

Цели оценки: оценка личностных качеств, оценка результатов работы, оценка поведения. Методы оценки: аттестация в комиссии, собеседование, объективная оценка результатов работы, оценка по методу ⌠3600■, психологические методы оценки. Организация оценки.

Тема 7.3. Взаимосвязь оценки с другими подсистемами управления персоналом организации.

Оценка персонала и внутрифирменное обучение. Планирование карьеры на основе оценки. Оценка персонала как элемент корпоративной культуры.

Аттестационное задание по составлению аттестационных форм (индивидуальное для каждого из студентов).

Раздел 8. Мотивация персонала и системы компенсации

Тема 8.1. Обзор теоретических основ мотивации персонала на работе.

Пирамида Маслоу и реальность современного российского бизнеса. Разнообразие мотивов, удерживающих сотрудников в организации и побуждающих их к эффективной работе.

Тема 8.2. Системы оплаты труда.

Постоянная часть зарплаты. Оценка должности, базовый оклад. Индексация базового оклада. Надбавки к окладу: персональные, за совмещение профессий, за совмещение должностей. Доплаты за сверхурочную работу.

Переменная часть зарплаты. Бонусная (премиальная) система поощрения труда для сотрудников и руководителей зарабатывающих подразделений. Привязка переменной части зарплаты к объёмным и качественным показателям работы подразделений обеспечения и поддержки.

Тема 8.3. Системы компенсационных выплат.

Компенсации и налогообложение. Оплата отпусков и больничных листов. Материальная помощь. Медицинское и пенсионное страхование.

Тема 8.4. Нематериальные методы мотивации персонала.

Строуксы■, благодарности, соревнование, призы, почётные звания, доска почёта.

Раздел 9. Корпоративная культура

Тема 9.1. Компоненты корпоративной культуры.

Уровни организационной культуры: поведение, поведенческие нормы, отношения, ценности. Внутренняя коммуникация. Обычаи и традиции

Тема 9.2. Методы управления корпоративной культурой.

Выработка представления о том, какой должна стать организация. Разработка миссии организации. Определение стратегии для реализации этой миссии.

Анализ состояния корпоративной культуры. Подготовка программы изменений и её внедрение.

Раздел 10. Взаимодействие руководителя подразделения со службой персонала

Служба персонала как консультант, посредник, поставщик внутренних услуг. Разделение прав и ответственности в областях работы с персоналом между линейным руководителем и службой персонала.

Итоговое аттестационное задание √ эссе по индивидуальной теме.

 

╘ Классическая БИЗНЕС - ШКОЛА . Тел: (095) 511-5790, 513-1309  Email:cbs@cbs-mba.ru